Новости и события
Как поступить, если работодатель не выплачивает
задолженность по заработной плате?
Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом. Однако не редки случаи, когда такое право работодателем нарушается. Это может быть несвоевременная выплата заработной платы или задержка расчета с работником при увольнении. Предпосылки таких нарушений достаточно разнообразны — от банального пренебрежения работодателем своим долгом и сроками выплаты заработной платы до причин, которые на первый взгляд объективны и не зависят от работодателя, но влияют на его возможность оплачивать работу наемных работников и своевременно рассчитаться с теми, кто увольняется.
Ответственность за несвоевременную выплату заработной платы и несвоевременный расчет с уволенным работником наступает при наличии вины работодателя, при этом само по себе отсутствие у него денежных средств не является уважительной причиной. Но что же делать работникам, которым задерживают или не выплачивают заработную плату?
В соответствии с положениями ст. 24 Закона Донецкой Народной Республики «Об оплате труда», заработная плата должна выплачиваться регулярно в рабочие дни и в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней. А ст. 116 КЗоТ Украины предусматривает, что полный расчет с увольняемым работником должен быть осуществлен непосредственно в день увольнения такого работника. Если в день увольнения работник не работал, расчет и выплата причитающихся ему сумм должны состояться не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником соответствующего требования.
Задолженностью по выплате заработной платы есть сумма не выплаченной своевременно заработной платы всем категориям работников (штатные работники, внешние совместители, уволенные работники и т.п.).
Работник, право которого нарушено, -может обратиться с заявлением в Государственную инспекцию по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики.
При этом, сам факт установления государственным инспектором труда задолженности по выплате заработной платы не свидетельствует о том, что эта задолженность будет незамедлительно выплачена, так как в таких случаях работодателю вносится предписание об устранении выявленного нарушения, которое, к сожалению, на сегодняшний день не носит статус документа, предъявляемого для исполнения в принудительном порядке, в отличие от судебного решения или приказа
В случае нарушения работодателем законодательства об оплате труда согласно ст. 233 КЗоТ Украины, работник также имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании причитающейся ему заработной платы.
Действующим законодательством не предусмотрена необходимость привлечения адвоката при подготовке и подачи искового заявления в суд. На сайте Верховного Суда Донецкой Народной Республики (https://supcourt-dpr.su) в разделе «Образцы заявлений» приведены примеры исковых заявлений, в том числе и образец заявления о вынесении судебного приказа о взыскании заработной платы. При этом, отмечено, что образцы заявлений являются примерными и несоответствие направленных в суды заявлений предлагаемым образцам не является основанием для отказа в принятии заявления или его рассмотрения.
Кроме этого, на сайте Верховного Суда Донецкой Народной Республики опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 29 июня 2018 года № 1 «О некоторых вопросах рассмотрения судами заявлений в порядке приказного производства», пунктом 6 которого определен порядок подачи заявления о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику суммы заработной платы.
При нарушении законодательства об оплате труда работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся ему заработной платы без ограничения каким бы то ни было сроком (ч.2 ст. 233 КЗоТ).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона ДНР «О судебном сборе» истцы - по искам о взыскании сумм оплаты труда и другим исковым требованиям, связанным с трудовыми правоотношениями освобождаются от уплаты судебного сбора.
Комментарий предоставлен заместителем начальника Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики - заместителем главного государственного инспектора труда Шульженко Максимом Сергеевичем
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это средства, используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Применяются в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты.
Обязанности работодателя по обеспечению средствами индивидуальной защиты:
- обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными сроками.
- заменить пришедшие средства индивидуальной защиты в негодность до окончания срока пользования по причинам, не зависящим от работника (пропажа, порча).
- соблюдать сроки периодических испытаний и проверки исправности технических средств индивидуальной защиты (респираторов, противогазов, предохранительных поясов).
- осуществлять контроль за правильным использованием и обязательным применением выданных средств индивидуальной защиты.
Работники не должны допускаться к работе без положенных средств индивидуальной защиты, в неисправной, загрязненной специальной одежде или обуви, с неисправными или не прошедшими очередное испытание или проверку техническими средствами индивидуальной защиты.
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия в соответствии с типовыми нормами, организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за средствами индивидуальной защиты возлагается на работодателя.
Если работник не обеспечен сертифицированными и исправными средствами индивидуальной защиты, которые положены ему в соответствии с нормами, работодатель не вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей, а работник, в свою очередь, не имеет права приступать к выполнению трудовых обязанностей.
В случае нарушения норм действующего трудового законодательства в части охраны труда, а также для получения разъяснений и консультаций каждый может обратиться в Государственную инспекцию по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики заполнив точно и в полном объеме графы раздела «Электронное обращение» на сайте инспекции http://gostrud-dnr.ru; направить обращение почтой с соблюдением требований Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан» по адресу: 283004, г.Донецк, ул. Маршака, 2. Кроме этого, консультации и разъяснения можно получить ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 8-00 до 17-00, пятница до 16-00, перерыв с 12-00 до 12-48 по телефонам «горячей» линии: (062)300-23-62, 071-312-17-86.
Комментарий предоставлен начальником Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики – главным государственным инспектором труда Чернобривцем Сергеем Михайловичем
НЕВЫПОЛНЕНИЕ КВОТЫ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ
В преддверье проведения тематических проверок по контролю за соблюдением работодателями квоты для приема на работу инвалидов Государственная инспекция по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики напоминает:
Механизм установления квоты для приема на работу инвалидов на территории Донецкой Народной Республики определен Порядком определения квоты для приема на работу инвалидов в Донецкой Народной Республике, который утвержден Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 7-23 от 31.05.2016г. (далее – Порядок № 7-23).
Подквотированием рабочих мест понимается выделение (резервирование) и (или) создание рабочих мест для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой (п. 1.2. Порядка № 7-23);
В свою очередь, контроль за соблюдением действующего законодательства о труде в отношении прав инвалидов возложен на должностных лиц Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде ДНР.
При проведении проверок, в случае установления факта невыполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, в отношении руководителя будет составлен и передан на рассмотрение в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 188-1 КУоАП.
При этом, согласно п. 1.2. Порядка № 7-23 невыполнение квоты – это:
- необоснованный отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места,
- отсутствие выделенных либо специально созданных рабочих мест,
- а также не предоставление предприятием, учреждением организацией предусмотренной настоящим Порядком информации о выполнении квоты;
Таким образом, основанием для составления Протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 188-1 КУоАП, за невыполнение работодателем квоты для приема на работу инвалидов будут свидетельствовать наличие любого из трех вышеперечисленных оснований.
Не предоставление информации о выполнении квоты в установленный для этого срок (не позднее 01 февраля после отчетного года) также свидетельствует о нарушении п. 1.2. Порядка № 7-23.
Кроме того,в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов, работодатели вносят в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы Донецкой Народной Республики обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установлённой квоты, в размере средней годовой заработной платы, сложившейся на предприятии, организации, учреждении за отчетный год.
При возникновении дополнительных вопросов по применению указанного Порядка консультации и разъяснения можно получить по телефонам «горячей линии» 071-312-17-86, (062) 300-23-62.
Комментарий предоставлен начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о труде, общеобязательным социальном страховании, занятости населения, прав и гарантий работающих инвалидов Беседой Юлией Геннадиевной
«Итоги работы Государственного бюджетного учреждения «Амвросиевский районный центр занятости» за 2021 год»
17 января 2022 года директор ГБУ «Амвросиевский РЦЗ» Игорь Сумский дал интервью редактору газеты «Новый Луч» Регине Гадыевой об итогах работы центра занятости за 2021 год.
- Игорь Владимирович какая ситуация сложилась на рынке труда района в 2021 году?
В 2021 году в центре занятости состояло на учете 1 199 человек, из них женщины – 576 человека, молодежи в возрасте до 35 лет – 406 человека.
За истекший год работодателями района было представлено в центр занятости 1027вакансий. За этот период при содействии центра занятости на постоянную работу трудоустроено 617 человек.
- Как обстоят дела с временной занятостью?
В течение января–декабря 2021 года центром были заключены договора об организации работ временного характера для лиц, ищущих работу, состоящих на учете в центре занятости, с 27 работодателями на создание 292 временных рабочих мест. Всего за отчетный период в работах временного характера приняли участие 428человека.
– Что Вы можете сказать о профессиональном обучении лиц, ищущих работу?
В 2021 прошли профобучение по востребованным на рынке труда района профессиям и трудоустроены 9 человек по профессиям (повар, парикмахер, маляр строительный, кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов).
– Какая работа проводится центром со школьниками?
В течение 2021 года центром занятости совместно с управлением образования администрации Амвросиевского района было проведено 18 профориентационных мероприятий с учащимися старших классов с целью ориентации их на правильный выбор будущей профессии, специальности, с учетом спроса на рынке труда района. Всего в таких мероприятиях приняли участие 231 учащийся.
– Какие мероприятия проводились центром занятости для лиц, ищущих работу, и работодателей?
За данный период проводились информационные мероприятия для населения, семинары для лиц, ищущих работу, в том числе по технике поиска работы, мотивации к участию в работах временного характера, к профессиональному обучению профессиям, востребованным на рынке труда района. Также проводились и семинары с работодателями, в том числе и в формате видеоконференции. В ходе проведенных мероприятий работодатели были ознакомлены с требованиями законодательства, порядком предоставления отчетности в центр занятости, порядком регистрации трудовых договоров и другой информацией.
- Спасибо за беседу.
В завершение интервью Игорь Владимирович пригласил жителей города и района, нуждающихся в трудоустройстве, посетить Государственное бюджетное учреждение «Амвросиевский районный центр занятости» по адресу: г. Амвросиевка, ул. Артема 1, 3 этаж, телефон для справок 071 494 22 84, так же ознакомиться с актуальной информацией можно на официальном сайте Республиканского центра занятости Донецкой Народной Республики.
А также поблагодарил коллектив редакции газеты и за сотрудничество и оперативность при информировании о ситуации на рынке труда района.
Директор ГБУ «Амвросиевский РЦЗ» И.В. Сумский
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ЗА РАБОТУ С ВРЕДНЫМИ И ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
Законодательство об охране труда предусматривает создание здоровых и безопасных условий труда согласно с тем уровнем развития науки и техники, который существует в Республике и предусмотрен действующими нормативными актами об охране труда. Там где невозможно обеспечить надлежащие условия труда, предусмотрено предоставление работникам различных льгот и компенсаций. Это своего рода вознаграждение, предоставляемое работодателем за то, что работа во вредных и тяжелых условиях труда может привести к стойкому снижению работоспособности и/или нарушению здоровья работающих.
К таким льготам и компенсациям относятся:
- Предоставление работникам молока или спецпитания (основание: ст. 166 КЗоТ, постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 16.02.1987 г. года №731/П-13 «О Порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда», на основе Перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (утвержденный МЗ СССР 04.11.1987 г. за №4430-87). Выдается молоко в тот день, когда работники фактически выполняют работы связанные с производством или использованием химических веществ, предусмотренных вышеуказанным Перечнем, независимо от концентрации в воздухе рабочей зоны и продолжительности действия этих химических веществ;
- Доплаты к тарифной ставке (должностному окладу) за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (основание: ст. 100 КЗоТ). Определяется данная льгота на основании аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Совета Министров ДНР от 31.05.2016 №7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики» (далее – Порядок проведения аттестации).Размер доплат составляет от 4% до 12% за вредные и тяжелые условия труда и от 16% до 24% за особо вредные и особо тяжелые условия труда. Расчетдоплат к тарифной ставке (должностному окладу) указан в приложении 9 к Методическим рекомендациям по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным совместным приказом Министерства труда и социальной политики ДНР и Министерства здравоохранения ДНР от 25.12.2017 №137/5/2322 (далее – Методические рекомендации);
- Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, согласно Закону ДНР «Об отпусках»от 06.03.2015 № 16-ІНС предоставляются:
- за работу с вредными и тяжелыми условиями труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации, на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей, занятость в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труд, утвержденного Постановлением Совета Министров ДНР от 31.05.2016 №7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики» (далее – Постановление 7-25). Основанием предоставления отпуска является фактическая занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее половины продолжительности рабочего дня, что предусмотрено Порядком применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики ДНР от 31.08.2016 №93/5. Порядок расчета данного отпуска указан в приложении 8 к Методическим рекомендациям;
- за особый характер труда в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, утвержденным Постановлением 7-25. Предоставляется данный отпуск без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, продолжительностью указанной в Списке и в соответствии с порядком его предоставления, утвержденным также приказом Министерства труда и социальной политики ДНР от 31.08.2016 №93/5. Отпуск предоставляется за те дни, когда работник был фактически занят на работах с особым характером труда не менее половины продолжительности рабочего дня;
- Сокращенная продолжительность рабочей недели (основание: ст. 51 КЗоТ). Предоставляется работникам в соответствии с Перечнем производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденным Постановлением 7-25. Подтверждение данной льготы производится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации. Также существует порядок применения данного Перечня, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики ДНР от 18.10.2016 №122/5, которым установлено, что сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается при условии, фактической занятости на работах с вредными условиями труда не менее половины продолжительности рабочего времени, установленного для работников производств, цехов, профессий должностей.
Льготное по возрасту пенсионное обеспечение по Спискам №1 и №2 (основание: ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении»от 05.11.1991 №1788-XII). Данный вид льготы предоставляется в соответствии со Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день, дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях и Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденными Постановлением 7-25. Приказом Министерства труда и социальной политики ДНР от 03.04.2017 № 32/5 (с изменениями внесенными приказом Минтруда ДНР от 08.08.2017 №89/5) утвержден Порядок применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях (далее – Порядок применения Списков №1 и №2). Предоставляется льготное по возрасту пенсионное обеспечение по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации на основании Показателей вредных и опасных производственных факторов тяжести и напряженности трудового процесса, указанных в приложении 7 к Методическим рекомендациям. Для подтверждения льготной пенсии необходима занятость в условиях предусмотренных Списками №1 и №2 не менее 80 % рабочего времени, установленного для работников производств, профессий и должностей, с учетом подготовительных, вспомогательных и текущих ремонтных работ, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Кроме того, для получения льготной пенсии в обязательном порядке результаты аттестации рабочих местпо условиям труда должны быть подтверждены Заключением Государственной экспертизы условий труда ГОСТРУДа ДНР.
Итак, льготное по возрасту пенсионное обеспечение по Спискам №1 и №2, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и доплаты к тарифным ставка (должностным окладам), а также сокращенная продолжительность рабочей недели за работу с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляются исключительно по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, то есть в соответствии с утвержденным на предприятии, в учреждении, организации приказом об итогах этой аттестации. Исключением являются выдача молока или спецпитания и дополнительный отпуск за особый характер труда, которые предоставляются без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а впорядке и соответствии с нормативными и распорядительными документами, устанавливающими их предоставление в качестве льгот и компенсации за неблагоприятные условия труда.
Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда согласовываются с профсоюзным комитетом или представителем трудового коллектива, также с результатами аттестации в обязательном порядке знакомятся работники предприятия, учреждения, организации на рабочих местах, которых проведена эта аттестация. Данное требование, установленное Методическими рекомендациями, обусловлено тем, что право работника состоит в том, чтобы быть осведомленным о тех вредных и опасных факторах рабочей среды и/или трудового процесса с которыми или в которых они работают, кроме того, работники и органы защищающие их трудовые права, должны знать и контролировать предоставление подтвержденных льгот и компенсаций за условия труда.
Также следует отметить, что в соответствии с Порядком проведения аттестации, результаты подтвержденной аттестации рабочих мест по условиям труда сохраняют юридическую силу, в случае если с момента издания итогового приказа о результатах такой аттестации прошло не более 5 лет. То есть, если работники предприятия продолжают свою трудовую деятельность на предприятии после истечения пятилетнего периода и условия труда на предприятии не изменились (не улучшились), то необходимо соблюдать сроки и своевременно проводить очередную аттестацию рабочих мест по условиям труда, чтобы работники не лишились законодательно установленных льгот и компенсаций. Для льготного по возрасту пенсионного обеспечения это имеет самое серьезное значение, поскольку пропущенный 5-летний срок проведения аттестации лишит работников предприятия льготной пенсии на весь этот период. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации рабочих мест возложена на руководителя предприятия.
Особое значение для подтверждения льготного пенсионного обеспечения имеет проведение первичной аттестации рабочих мест по условиям труда. Так Порядком проведения аттестации и Порядком применения Списков №1 и №2 предусмотрено проведение такой аттестации на вновь созданных предприятиях и вновь созданных рабочих местах действующих предприятий. Действия первичной аттестации рабочих мест по условиям труда распространяется как на предшествующий проведению первичной аттестации рабочих мест 5-летний период, так и последующий 5-летний период. Данная норма внесена с целью обеспечения работников предприятия льготой по пенсионному обеспечению, в случае если внедрение, освоение новых технологий, сырья и материалов, а также если процесс проведения и оформления материалов аттестации занимает определенный временной период. Проведение именно первичной аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях, в учреждениях и организациях в обязательном порядке фиксируется в материалах аттестации и итоговом приказе.
Следует также отметить, что законодательством Республики не предусмотрена замена существующих льгот и компенсаций, предоставляемых за работу с вредными и тяжелыми условиями труда денежными средствами или иными видами материального поощрения. А предоставление доплат к тарифным ставкам (должностным окладам), дополнительных отпусков, сокращенной продолжительности рабочей недели в размерах ниже установленных законодательством и/или подтвержденных аттестацией рабочих мет по условиям труда запрещена. Нарушение данных требований влечет за собой административную ответственность.
НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ У ФЛП: КАК ХРАНИТЬ И УЧИТЫВАТЬ ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ РАБОТНИКОВ?
Физические лица-предприниматели (ФЛП) составляют довольно весомую долю от всех работодателей. Однако не всегда оформление трудовых отношений ФЛП с работниками происходит в полном соответствии с требованиями законодательства.
Поэтому во избежание ошибок в деятельности физических лиц- предпринимателей Государственная инспекция по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республик предлагает обратить внимание на вопрос хранения и учета трудовых книжек при заключении трудового договора с ФЛП.
Инструкция о порядке ведения и хранения трудовых книжек, утвержденная Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016г. № 10-21, устанавливает порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.
Требования вышеуказанной Инструкции определяют, что работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для него основной.
Работодатель - физическое лицо, являющийся предпринимателем, а также работодатель - физическое лицо, осуществляющий независимую профессиональную деятельность, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Работодатели - физические лица, являющиеся предпринимателями, а также работодатели - физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность имеющие печать, могут оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
Трудовые книжки работников, работающих у работодателей - физических лиц хранятся непосредственно у работников.
Работодатели, являющиеся физическими лицами-предпринимателями, делают записи в трудовые книжки работников о приеме на работу и увольнении с работы, в соответствии с заключенными с работниками письменными трудовыми договорами, зарегистрированными в установленном порядке в территориальном органе Республиканского центра занятости.
Внесенные вышеназванными работодателями - физическими лицами в трудовые книжки записи заверяются подписью должностного лица и скрепляется печатью территориального органа Республиканского центра занятости по месту регистрации трудового договора.
Таким образом, физическое лицо-предприниматель не имеет права хранить трудовые книжки работников, с которыми были заключены трудовые договоры и, как следствие, физическое лицо-предприниматель не обязан вести Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.
Комментарий предоставлен заместителем начальника Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики — заместителем главного государственного инспектора труда Шульженко Максимом Сергеевичем
ОТПУСК РАБОТНИКАМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Действующее законодательство предусматривает систему льгот и гарантий работникам с инвалидностью. В частности, это касается продолжительности и порядка предоставления отпусков. Государственная инспекция по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики напоминает о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы для работников I, II и III группы инвалидности.
В общем порядке для наемных работников продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого за отработанный рабочий год, должна быть не менее 28 календарных дней. Такое условие предусматривает статья 5 Закона Донецкой Народной Республики «Об отпусках» (далее – Закон). Продолжительность отработанного рабочего года исчисляется со дня заключения трудового договора. Вместе с тем, для отдельных категорий работников Законом установлено большую продолжительность ежегодного основного отпуска.
Продолжительность отпуска зависит от установленной группы инвалидности. В частности, для инвалидов I и II групп предусмотрен отпуск 30 календарных дней (пункт 3 части 1 Переходных положений к Закону). Для III группы инвалидности продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.
Работники с инвалидностью имеют право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск полной продолжительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на предприятии (ч. 3 ст. 11 Закона). Также по желанию работника с инвалидностью, работодатель должен предоставить отпуск в любое удобное для него время.
Следует отметить, что законодательное право на ежегодный отпуск большей продолжительности как для лиц с инвалидностью работник получает с момента установления ему этого статуса.
Отпуск без сохранения заработной платы может быть такой, что предоставляется:
по соглашению сторон – не более 14 календарных дней в году (часть 1 статьи 22 Закона);
в обязательном порядке – для работников льготных категорий продолжительностью определенного количества дней, в зависимости от их статуса (часть 2 статьи 22 Закона).
Работодатель обязан по желанию работника с инвалидностью, предоставить отпуск в обязательном порядке, не зависимо от группы инвалидности продолжительностью до 60 календарных дней ежегодно (п. 4 ч.2 ст. 22 Закона). Кроме этого, как и все другие работники, лица с инвалидностью могут претендовать на неоплачиваемый отпуск по соглашению сторон продолжительностью не более 14 дней в году (часть 1 статьи 22 Закона). Таким образом, максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы лицам с инвалидностью может составить суммарно по двум основаниям 74 календарных дня.
Комментарий предоставлен начальником отдела по работе с обращениями граждан ГОСТРУДа ДНР Иващенко Юлией Александровной
Поделиться с друзьями: