Новости и события

17.04.2020
17.04.2020

 

В Минюсте рассказали о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов

 

Сегодня, 16 апреля 2020 года, в Департаменте регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Донецкой Народной Республики рассказали о порядке государственной регистрации НПА.

Общий срок проведения государственной регистрации не превышает 15 рабочих дней (Закон «О нормативных правовых актах»). Срок государственной регистрации может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

В течение этого периода осуществляются следующие действия:

  1. Пакет документов поступает в Министерство юстиции ДНР и проходит регистрацию в отделе документационного обеспечения и архивной работы Департамента административной деятельности и материально-технического обеспечения Минюста ДНР. В соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в органах государственной власти, в органах местного самоуправления Донецкой Народной Республики, утвержденной Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.10.2015 № 19-27, все документы, поступающие в учреждение, принимаются централизованно в службе делопроизводства (п.п. 3.3.2.). Документы, адресованные руководителям учреждения, подлежат предварительному рассмотрению в службе делопроизводства (п.п. 3.4.1). Предварительное рассмотрение документов осуществляется в день поступления или в первый следующий рабочий день в случае поступления их после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные нерабочие дни (3.4.3). Регистрируются документы независимо от способа их доставки, передачи или создания. Регистрация документов заключается в ведении записи учетных данных о документе по установленной регистрационной форме, которой фиксируется факт создания, отправления или получения документа путем проставления на нем регистрационного номера с последующей записью в указанных формах необходимых сведений о документе (3.5.1).
  2. Пакет документов передается в Департамент регистрации нормативных правовых актов. Директором Департамента осуществляется первичное изучение представленных на государственную регистрацию документов.
  3. Информация о поступившем нормативном правовом акте вносится в  журнал учета нормативных правовых актов, поступивших на государственную регистрацию в орган юстиции.
  4. Пакет документов передается в отдел правовой экспертизы Департамента для проведения анализа и подготовки заключения. В ходе проведения правовой экспертизы акт может быть оставлен без рассмотрения в случае нарушения установленных требований и возвращен правотворческому органу с сопроводительным письмом, в котором указываются причины возврата. Срок проведения правовой экспертизы – 7 рабочих дней.
  5. Копия нормативного правового акта передается в Департамент антикоррупционной экспертизы законодательства для проведения  антикоррупицонной экспертизы.
  6. Одновременно с правовой и антикоррупицонной экспертизами отделом государственного реестра нормативных правовых актов Департамента осуществляется лингвистическая корректировка акта и сверка электронной копии акта с его оригиналом.
  7. Заключения правовой и антикоррупционной экспертиз, а также справка по результатам лингвистической корректировки вместе с пакетом документов передаются в отдел государственной регистрации нормативных правовых актов Департамента для принятия решения (зарегистрировать, возвратить без регистрации, отказать в регистрации, признать не подлежащим регистрации) и подготовки следующих документов: заключения, приказа, письма. Указанные документы проходят процедуры внутреннего согласования и регистрации. Информация о принятом в отношении акта решении вносится в соответствующий журнал учета.
  8. На любом из вышеуказанных этапов государственной регистрации правотворческий орган может письменно обратиться в Министерство юстиции ДНР с просьбой возвратить документы без рассмотрения.
  9. В случае принятия решения о государственной регистрации нормативного правового акта, сведения о нем вносятся в Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики с присвоением регистрационного номера. На оригинале акта и его копиях проставляется регистрационный штамп с номером и датой государственной регистрации. Оригинал и одна копия такого акта перед возвратом правотворческому органу, во избежание замены листов сшиваются и скрепляются печатью Министерства юстиции ДНР «Для документов». 
  10. После отработки нормативного правового акта правотворческий орган уведомляется о готовности документов.

 

К сведению!

В соответствии с Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 05.12.2019 № 39-13, рабочие встречи с правотворческими органами по вопросам обсуждения результатов правовой экспертизы нормативных правовых актов не проводятся. Доработка актов правотворческими органами в рабочем порядке не осуществляется.

После государственной регистрации нормативный правовой акт передается:

  • электронная копия НПА – в сектор государственной информационной системы нормативных правовых актов Департамента для внесения его в ГИС НПА ДНР и последующего поддержания в актуальном состоянии;
  • копия НПА на бумажном носителе – в отдел кодификации и систематизации нормативных правовых актов Департамента для внесения его в документальный фонд нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики и поддержания в контрольном состоянии.

Отдел государственного реестра нормативных правовых актов Департамента размещает информацию о зарегистрированных актах на официальном сайте Министерства юстиции ДНР. 

 

 

Пресс- служба Министерства юстиции ДНР

17.04.2020
17.04.2020

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СПИСКОВ №1 И №2

ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ,

КОТОРЫЕ ДАЮТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Списки №1 и №2 утверждены Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 г. №7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям  труда на территории Донецкой Народной Республики».

Списки №1 и №2 составлены по производственному принципу с выделением различных видов и подвидов производств (работ) по разделам и подразделам.

Раздел Списков – это один или несколько видов экономической деятельности со своими производствами или одно самостоятельное производство.

Например, в разделе «Обработка металла» (Списки №1 и №2) помещены отдельные виды самостоятельных производств – литейное производство, кузнечно-прессовое производство, производство абразивов и т.д.

Часть разделов предназначены для одного  вида производства – «Производство огнеупоров», «Производство кокса, углеподготовка» и др.    В некоторых подразделах предусматривается несколько видов производств. Например, раздел «Производство неметаллических минеральных изделий (строительных материалов)» содержит такие виды производств как:  производство цемента, производство и обогащение асбеста, производство минеральной ваты, камнелитейное производство.

Структура Списков кроме производств предусматривает разделение на категории работников (рабочие, руководители и специалисты) и  наименования профессий и должностей, занятых в этих производствах (работах).

Списками также определяется и трудовая функция (производственная операция), например, кузнецы на молотах и прессах, пропитчики,  шихтовщики и т.п.; или обслуживаемых работником машин, агрегатов, механизмов, с указанием характера выполняемых работ (машинисты землесосных установок, занятые перекачкой шлама, пульпы и реагентов); местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной сферы (машинисты экскаваторов, занятые на рудничном дворе).

Ряд подразделов Списков касается контингента работающих, которому право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется за выполнение определенных работ, независимо от наименования профессий рабочих, или должностей работников.

Особенности построения Списков устанавливают технологическую связь между профессией (должностью), трудовыми функциями (производственными операциями) и условиями труда (на основании аттестации рабочих мест), которая в целом позволяет судить о правильности применения Списков. При этом все сказанное устанавливается только документально.

Одной из наиболее распространенных ошибок является сопоставление работ, профессий, должностей с их аналогичным наименованием в Списках, без учета связи с определенным видом производства.

В первую очередь, необходимо определить производство к которому относится работа данного работника, раздел и подраздел Списка, который должен быть применен исходя из установленного вида производства, структурное подразделение в котором занят работник (если предусмотрено Списком), наименование профессии (должности), согласно тарифно-квалификационного справочника, занятость работника во вредных условиях полный рабочий день и подтверждение права на льготное пенсионное обеспечение результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Правильное понимание и решение обозначенных вопросов в значительной степени позволит обеспечить  правильность назначения пенсий на льготных условиях, избежать причин, при которых допускаются ошибки, и, как правило, избежать конфликтных ситуаций.

Что понимается под производством?

Под производством понимается изготовление, предусмотренной Списками продукции независимо от того занято изготовлением этой продукции предприятие в целом, или только его цех, участок, отделение.

Например, если грузчики на погрузке цемента заняты в производстве цемента, то они пользуются правом льготного пенсионного обеспечения по Списку №2. Если грузчики заняты на погрузке цемента и работают на предприятии (в цехе, участке, отделении) с технологическими процессами, где применяется только готовый цемент, то права на льготное пенсионное обеспечение они не имеют.

Право на пользование тем или иным разделом Списков устанавливается по выпускаемой продукции. Отнесение производства по выпуску продукции к определенному виду экономической  деятельности, устанавливается на основе классификаторов «Отрасли народного хозяйства» и изготовление продукции «Промышленная и сельскохозяйственная продукция».

О характере производства можно судить по наименованию технологического процесса (регламента), цехов, участков, отделений (электромонтеры по обслуживанию электрооборудования, занятые на обслуживании электрооборудования дробильно-помольных участков слюды, кварца, пегматита»), по номенклатуре изготовляемой продукции  («стерженщики машинной формовки, занятые изготовлением стержней и нагреваемой оснастки»), а также на основе документации плановых и производственных отделов, используемых тарифно-квалификационных справочников. На предприятии с этой целью используются технологические регламенты, технологические карты, описание режимов производственных процессов, штатные расписания и т.д.

После определения вида производства, следует установить какой раздел или подраздел Списка должен быть применен в конкретном случае. Такое определение не вызывает трудностей и сомнений, когда в предоставленных документах указывается раздел или подраздел, что подтверждается записями в трудовой книжке.

По ряду производств Списками предусмотрены структурные подразделения (цеха, участки, отделения и т.п.), в которых должны быть заняты указанные профессии. При назначении пенсий  на льготных условиях требуется строгое соблюдение требований по структуре подразделений и установленному месту работы. Документально это подтверждается штатным расписанием предприятия, цеха, участка и т.п., записью в трудовой книжке работающего.

Наименования профессий рабочих должны быть установлены тарифно-квалификационными справочниками в строгом соответствии с Классификатором профессий ДК003:2010.

При этом следует обратить внимание, что в документах предоставляемых предприятиями к назначению льготной пенсии, наименование профессий и должностей должны быть те же, что и в приказе о приеме на работу; штатном расписании; трудовой книжке; приказе о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для некоторых профессий и должностей льготное пенсионное обеспечение Списками №1 и №2 установлено лишь в том случае, если работники выполняют работу с особым характером труда или в особых условиях. К таким особенностям относятся:

● условия труда (на горячих участках (работах), работа с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и т.д.);

  • особый характер работы (на подаче, варке флюсов, правке горячего проката, обработке литья, размоле огарка и т. д.);
  • место работы (в тоннелях, на дробильных установках (отделениях), на очистке топок печей и тоннелей);
  • занятость на определенном оборудовании (на молотах и прессах, свинцовых, цианистых ваннах, электропечах и отстойниках и т.д.);
  • работа с определенными материалами, сырьем и топливом (окислы свинца, плавиковая кислота, радиоактивные вещества, вредные вещества         1 – 2 классов опасности и канцерогены и т. д.);
  • занятость в определенных структурных подразделениях (котельные цехи, производственные участки, плавильные участки и т.д.);
  • технологический  процесс (на закалке и отжиме, на дроблении, измельчении и помоле ископаемых);
  • виды   продукции  (приготовление ксантогената, гипохлорита, изготовление резиновых, пластиковых и изоляционных смесей);
  • занятость на подземных работах;
  • занятость на ремонте и обслуживании оборудования;

● занятость на оборудовании с определенными параметрами (телефонные станции ёмкостью 300 номеров и выше, линии электропередачи 330 кВ и выше и т.д.).

В этих случаях характер работы подтверждается только документально предприятием.

И главное.

Работа в неблагоприятных условиях труда должна подтверждаться результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Основным документом для органов, назначающих пенсию, является приказ по предприятию об итогах аттестации рабочих мест  по условиям труда с приложением перечней рабочих мест (профессий) по которым подтверждено право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам №1 и №2.

При оформлении пенсионного дела должна производиться сверка соответствующего приказа с записью в трудовой книжке.

Проверка правильности применения Списков №1 и №2 и качества аттестации рабочих мест по условиям труда проводится только Государственной экспертизой условий труда Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики (Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики (п.12), утвержденный постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 г. №7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики»).

 

Статью подготовил заместитель начальника инспекции-заместитель главного      государственного инспектора труда-главный государственный эксперт   по   условиям   труда Груба Игорь Анатольевич

17.04.2020
17.04.2020

 

ПРАВО РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

 

При заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника под расписку об условиях труда и о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором.

Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора, допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.

Все работники согласно закону подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших потерю трудоспособности.

В соответствии со ст.11 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране труда каждый работник имеет право на:

1) рабочее место, соответствующее нормам и требованиям охраны труда;

2) получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

3) отказ от порученной работы, если создалась производственная ситуация вследствие нарушения требований промышленной безопасности и охраны труда, опасная для его жизни или здоровья либо для людей, которые его окружают, или для производственной или окружающей среды, о чем он обязан немедленно сообщить непосредственному руководителю или работодателю. Факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждается специалистами по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза, членом которой он является, или уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда;

4) работник, работающий по гражданско-правовому договору на территории работодателя и действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) либо действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) вне территории работодателя вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или созданы ненадлежащим образом безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором;

5) обеспечение необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты работников, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, в соответствии с нормами и требованиями промышленной безопасности и охраны труда за счет средств работодателя;

6) обучение безопасным методам и приемам труда, проведение инструктажа по вопросам охраны труда за счет средств работодателя;

7) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

8) подачу запроса на проведение проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

9) обращение в органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

10) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

11) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

12) компенсации, установленные законодательством Донецкой Народной Республики, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Работникам, работающим по гражданско-правовым договорам, компенсации по условиям труда могут устанавливаться этими договорами.

Выполнение указанных требований является обязательным условием для сохранения здоровья и жизни работников предприятия.

Комментарий предоставлен главным специалистом-государственным инспектором труда отдела контроля за соблюдением прав и гарантий работающих в сфере охраны и условий труда, за производственным травматизмом ГОСТРУДа ДНР Манжосовой Татьяной Евгеньевной

17.04.2020
17.04.2020

 

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Согласно п. 1 ст. 22 Закона ДНР «Об охране труда»  № 31-IHC от 03.04.2015г. (далее – Закон ДНР «Об охране труда») обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативными правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда.

Основной задачей в области улучшения охраны труда и повышения его безопасности является взаимное сотрудничество работодателя и работников в осуществлении мероприятий по охране труда, установленных законодательством.

Работодатель – владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, и физическое лицо, использующее наемный труд.

Работник – лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении и исполняющее обязанности или функции согласно трудовому договору.

Среди обязанностей работодателя, установленных п. 2 ст. 22 Закона ДНР «Об охране труда» можно выделить следующие обязанности, имеющие отношение к обеспечению безопасных условий и охраны труда:

1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

2) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

3) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

4) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

5) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

6) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знания ими требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

7) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

9) проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу и только по решению и направлению работодателя) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их заявлению в связи с ухудшением состояния здоровья из-за неудовлетворительных условий труда или по инициативе работодателя (в случае возникновения предположения о невозможности выполнения работником возложенных на него функций по состоянию здоровья) с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

10) недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

11) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске причинения вреда здоровью, полагающихся им компенсациях и средств индивидуальной защиты;

12) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

13) расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

14) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

15) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

16) ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение выше указанных требований.

Работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, разработать локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность по охране труда внутри организации. К таким документам относятся различные положения, программы проведения инструктажей, стажировок, журналы регистрации инструктажей, программы обучения безопасным приемам труда и, конечно же, инструкции по охране труда.

Обязанность работодателя по разработке инструкций по охране труда для работников предусмотрена п. 2 ст. 27 Закона ДНР «Об охране труда», Порядком разработки и принятия инструкций по охране труда, утвержденным Приказом № 527 от 23.12.2015г. Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР.

Согласно статьи 19 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране труда» и статьи 11 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», субъект хозяйствования, для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда, создает службу охраны труда, с целью предотвращения несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе своей деятельности.

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью («Типовое положение о службе охраны труда», утвержденное Приказом Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 27.08.2015г. № 354, зарегистрировано в Министерстве юстиции ДНР 23.09.2015г. за № 512).

Согласно ст. 25 Закона ДНР «Об охране труда» работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знания ими требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Организация и проведение обучения, стажировок, проведение всех видов инструктажей по охране труда (виды инструктажей, периодичность их проведения), осуществляется в соответствии с требованиями Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного Приказом Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 29 мая 2015г. № 227.

В обязанности работодателя входит недопущение к работе работников, в том числе и должностных лиц, которые не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний, по вопросам охраны труда (п.п. 3.17. п.3.«Типового положения о службе охраны труда», утвержденного Приказом Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 27.08.2015г. № 354, зарегистрировано в Министерстве юстиции ДНР 23.09.2015г. за № 512).

Согласно п. 1 ст. 24 Закона ДНР «Об охране труда» работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при поступлении на работу и только по решению и направлению работодателя) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года, также в соответствии с требованиями п. 6 ст. 24 Закона ДНР «Об охране труда» работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников: по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда; по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности. Проведение обязательных  (при приеме на работу),  периодических и внеочередных медицинских осмотров организовывается в соответствии с требованиями Порядка проведения обязательных предварительных (при приеме на работу), периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения ДНР №186 от 07.02.2018г., а для работников отдельных профессий согласно приказа Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики № 284 от 02.03.2017г. «Об организации проведения обязательных профилактических медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней».

Согласно п. 2 ст. 24 Закона ДНР «Об охране труда» по результатам периодических медицинских осмотров, в случае необходимости, работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий.

Работодатель обязан требовать документы, подтверждающие прохождение работниками, работающими по гражданско-трудовому договору, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (оказания услуг) в соответствии с требованиями п. 8 ст. 24 Закона ДНР «Об охране труда».

Предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников (п. 1 ст. 18 Закона ДНР «Об охране труда»), а в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями (п. 2. ст. 18 Закона ДНР «Об охране труда»).

В пункте 3 ст. 14 закреплена обязанность работодателя обеспечить за свой счет приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда и коллективным договором.

Одна из обязанностей работодателя - контроль состояния условий труда на рабочих местах (Постановление Совета Министров ДНР № 7-25 от 31.05.2016г. «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики» (далее- Положение об аттестации)). Это означает, что рабочее место, окружающая обстановка, оборудование и т. д. должны быть безопасными для работника, не угрожать его жизни и здоровью и соответствовать гигиеническим критериям оценки факторов рабочей среды и трудового процесса. Согласно п. 3 Положения об аттестации руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и хозяйствования необходимо проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда в сроки и объемах, установленных порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; обеспечить обязательное ознакомление трудящихся с результатами аттестации.

Работодатель должен организовывать расследование и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в соответствии с положением, утверждаемым республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора (п. 1 ст. 31 Закона ДНР «Об охране труда»,«Положение о расследовании и ведении учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве», утверждённое Приказом № 355 от 27.08.2015г. Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР ).

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 15 Закона ДНР «Об охране труда». работодателями оборудуются, с учетом характера производства, санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

Пунктом 1 ст. 32 Закона ДНР «Об охране труда» предусмотрено, что работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда, и фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний о состоянии охраны труда, причинах аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о мерах, принятых для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований.

 

Комментарий предоставлен ведущим специалистом-государственным инспектором труда отдела контроля за соблюдением прав и гарантий работающих в сфере охраны и условий труда, за производственным травматизмом ГОСТРУДа ДНР Рогожиной Викторией Сергеевной

17.04.2020
17.04.2020

 

МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЕЙ

 

Медицинский осмотр позволяет определить: здоров ли водитель, не страдает ли он от переутомления или похмельного синдрома, не принимал ли он алкоголь, наркотики, лекарственные препараты или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к вождению. Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Важно знать, что Законом ДНР «О дорожном движении» (далее – Закон), принятым Постановлением Народного Совета 17.04.2015 г., определены правовые и социальные основы дорожного движения с целью защиты жизни, здоровья и имущества граждан, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, создания безопасных и комфортных условий для участников дорожного движения и охраны окружающей среды.

Статьей 13 Закона предусмотрено, что каждый гражданин, который достиг установленного настоящим Законом возраста, не имеет медицинских противопоказаний и прошел полный курс обучения по соответствующим программам, может в установленном порядке получить право на управление транспортными средствами соответствующей категории (стать водителем).

Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующей категории или типа, обязано пройти медицинский осмотр, подготовку или переподготовку в соответствии с типовой учебной программой, успешно сдать теоретический и практический экзамены.

Совместным Приказом Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел ДНР № 416/04.18.2/1 от 31.07.2015 г. утверждено Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств (далее – Положение).

Положением предусмотрено, что медицинский осмотр кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проводится с целью определения пригодности лица к безопасному управлению транспортным средством.

Следует отметить, что медицинские осмотры кандидатов в водители и водителей транспортных средств включают: предварительные, периодические, ежесменные предрейсовые и послерейсовые осмотры, а также внеочередные осмотры.

Предварительному медицинскому осмотру подлежат кандидаты в водители для получения права на управление транспортным средством соответствующей категории.

Периодическому медицинскому осмотру подлежат водители транспортных средств для подтверждения права на управление транспортным средством соответствующей категории или получения права на управление транспортным средством другой категории один раз в два года. Срок действия справки не может превышать срок действия сертификата о прохождении обязательного профилактического наркологического осмотра, справки об обязательном психиатрическом освидетельствовании.

Ежесменному предрейсовому и послерейсовому медицинским осмотрам подлежат водители транспортных средств предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов.

Внеочередному медицинскому осмотру подлежат водители транспортных средств по направлению владельца или должностного лица, которое отвечает за эксплуатацию транспортных средств, на основании медицинских данных о стойком ухудшении состояния здоровья водителя, которое препятствует безопасному управлению транспортным средством.

Водитель собственного транспортного средства, в случае ухудшения состояния здоровья также должен предпринять соответствующие меры для безопасного управления транспортным средством.

Следует отметить, что предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры проводятся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность и аккредитационный сертификат.

По результатам проведения предварительного, периодического и внеочередного медицинских осмотров выдается форма первичной учетной документации № 083/у «Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством» (далее – Медицинская справка). В Медицинской справке указывается способность лица управлять соответствующей категорией транспортных средств, а также срок ее действия. Медицинская справка подписывается председателем медицинской комиссии и заверяется печатью учреждения здравоохранения.

Предварительный (периодический) медицинский осмотр кандидатов в водители (водителей) транспортных средств проводится медицинской комиссией с целью решения вопроса о пригодности лица к безопасному управлению транспортным средством, с учетом Перечня заболеваний и пороков, при которых лицо не может быть допущено к управлению соответствующими транспортными средствами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 15.04.2015 г. № 415 (далее – Перечень).

Наличие у лица заболевания или порока, указанного в Перечне, является противопоказанием  к управлению транспортным средством соответствующей категории.

По результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра выдается Медицинская справка.

Предварительный (периодический) медицинский осмотр проводится за счет средств физических и юридических лиц (для юридических лиц – на основании договора между предприятием (организацией) и учреждением здравоохранения).

Важно отметить, что ответственность за проведение ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей транспортных средств возлагается на руководителя предприятия (учреждения, организации).

Ежесменный предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств проводится непосредственно перед их выездом в рейс. В случае выявления признаков заболевания в течение смены, водители подлежат послерейсовому медицинскому осмотру.

Проведение ежесменных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей осуществляется в специально выделенном помещении, которое должно быть оснащено в соответствии с Табелем оснащения. Результаты проведенного предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра заносятся в форму первичной учетной документации № 137-2/у «Журнал ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей» (далее – Журнал). Медицинский работник собственноручно заполняет все графы Журнала, а водитель ставит свою подпись в графе «Подпись водителя об отсутствии жалоб».

В путевом листе (при наличии) медицинским работником по результатам оценки состояния здоровья водителя транспортного средства, делается запись или проставляется штамп «допущен к рейсу», заверенные подписью медицинского работника. В случае выявления признаков заболевания водитель не допускается к управлению транспортным средством соответствующей категории.

Отстраненные от работы по состоянию здоровья водители направляются для дообследования в учреждения здравоохранения. При положительной пробе на алкоголь водитель направляется в учреждение здравоохранения для освидетельствования.

При выявлении признаков заболевания или порока, внесенных в Перечень, работодатель по требованию медицинского работника направляет водителя на внеочередной медицинский осмотр.

Медицинский работник ежемесячно осуществляет анализ проведенных ежесменных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, причин отстранения от работы водителей и сообщает их руководителю предприятия (организации, учреждения).

Работодатель ежемесячно рассматривает результаты ежесменных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, обращая особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, которые на момент осмотров находились в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции.

 

Комментарий предоставлен ведущим специалистом-государственным инспектором труда отдела контроля за соблюдением прав и гарантий работающих в сфере охраны и условий труда, за производственным травматизмом ГОСТРУДа ДНР Баньковской Ириной Ивановной

17.04.2020
17.04.2020

 

ПОРЯДОК УВОЛЬНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ.

 

Указом Главы Донецкой Народной Республики с 14.03.2020 года на всей территории Донецкой Народной Республики введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Напоминаем, что установление такого режима и связанных с ним ограничений, не является основанием для работодателей расторгать трудовые договоры с работниками.

В случае, если в значительной степени были допущены изменения в организации производства и труда, вызванные ограничениями в связи с введением режима повышенной готовности, работодатели могут рассматривать вопрос расторжения трудовых договоров на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТУ, при этом с соблюдением всей процедуры такого увольнения в соответствии с требованиями трудового законодательства, в том числе: в части преимущественного права на оставление на работе при высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда; в части предварительного согласования такого увольнения с профсоюзным органом; уведомления работника и центра занятости, а также произведения всех полагающихся расчетов по заработной платы и иным полагающимся выплатам и других.

Если же изменения в организации производства и труда не произошли, отсутствует реальная необходимость осуществления сокращения численности или штата работников, то такое увольнение следует считать необоснованным и соответственно нарушающим трудовые права работников, гарантированные Конституцией Донецкой Народной Республики, иными законами и нормативными правовыми актами регулирующими сферу трудовых правоотношений.

Также следует учесть, что такие меры являются временными и в соответствии со ст. 34 КЗоТУ работодателем может быть принято решение о простое, что позволит перевести работников с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца либо произвести соответствующие компенсационные выплаты.

В конечном итоге такие меры помогут сохранить трудовой коллектив до момента отмены режим повышенной готовности и сопутствующих ограничительных мер.

Так же как и увольнение по инициативе работодателя, введение режима повышенной готовности не изменяет порядок и процедуру увольнения с работы по инициативе работника.

 

 

Комментарий предоставлен заместителем начальника Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики Шульженко Максимом Сергеевичем

17.04.2020
17.04.2020

 

СФЕРА ТРУДА БЕЗ НАСИЛИЯ И ДОМОГАТЕЛЬСТВА

 

В целях привлечения внимания общественности, органов государственной власти, субъектов хозяйствования, организаций к вопросам охраны труда, предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также в память о погибших на производстве в Донецкой Народной Республике уже шестой раз отмечается День охраны труда. В 2020 году Всемирный день охраны труда, который отмечается 28 апреля, проводится под эгидой Международной организации труда (МОТ) под девизом «Насилие и притеснение в сфере труда».

«Труд это неотъемлемая часть нашей жизни и каждому из нас хочется, чтобы он не только достойно оплачивался, но и был максимально безопасен и удобен» - отметил начальник Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики Сергей Чернобривец – «Насилие и домогательства на рабочем месте представляют собой серьезную и постоянную угрозу здоровью и безопасности работников, а также производительности и репутации организации».

Руководитель инспекции сообщил, что ГОСТРУД ДНР ежегодно поддерживает инициативу МОТ и призывает работодателей, работников и профсоюзы повсеместно провести информационно-разъяснительную кампанию, направленную на создание здоровых условий труда для работников, а также продвижение культуры и пропаганду безопасного труда.

В свою очередь специалистами инспекции в преддверье Всемирного дня охраны труда подготовлен ряд разъяснений относительно требований по охране труда, с которыми можно ознакомиться на сайте инспекции  http://gostrud-dnr.ru в разделе «Структура» подразделе «Отдел контроля за соблюдением прав и гарантий работающих в сфере охраны труда и условий труда, за производственным травматизмом». Также, в случае необходимости, консультации и разъяснения можно получить по номерам телефонов горячей линии: (062)300-23-62, 071-312-17-86, 066-176-73-03.

13.04.2020
13.04.2020

 

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА, ЕЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

 

Основными документами,  регламентирующими создание службы охраны труда являются:

- Закона ДНР «Об охране труда», принятого Народным Советом Донецкой Народной Республики от 03 апреля 2015г., Постановление №I-118П-НС (далее – Закон ДНР «Об охране труда»);

- «Типового положения о службе охраны труда» утвержденного Приказом Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 27.08.2015г. № 354, Зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР 23.09.2015г. за №512 (далее – Типовое положение № 354).

Законодательством установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативными правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда (ст.22 Закон ДНР «Об охране труда»).

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.1 Закон ДНР «Об охране труда»).

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда работодатель, в установленном законодательством порядке, создает службу охраны труда, вводит в штат должности руководителей и специалистов по охране труда или возлагает соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает постороннего специалисты на договорных началах, имеющего соответствующую подготовку и обучение.

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики (ст.19 Закон ДНР «Об охране труда»).

Для реализации этого требования на предприятии создают службу охраны труда, структуру и численность службы охраны труда формируют в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью (п. 1.4. Типового положения № 354).

Лица, ответственные за охрану труда должны иметь соответствующее обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда (п.1.7. Типового положения № 354).При этом обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников службы охраны труда проводится в установленном законодательством порядке – во время принятия на работу, и периодически – один раз в три года.

Основной задачей службы охраны труда является разработка и внедрение эффективной системы управления охраной труда на предприятии (организации, учреждении) и усовершенствование деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого работника (п. 2.1. Типового положения № 354).

На службу охраны труда возлагаются следующие функции (раздел 3 Типового положения № 354):

1. Проведение вводного инструктажа по охране труда.

2. Подготовка проектов приказов по вопросам охраны труда и внесение их на рассмотрение работодателю.

3. Составление при участии руководителей подразделений предприятия перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, предоставление методической помощи при их разработке.

4. Проведение проверок соблюдения на предприятии требований нормативно-правовых актов по охране труда.

5. Обеспечение ведения (оформление и хранение) документации по вопросам охраны труда.

6. Ведение учета и проведение анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий, причиненного ими ущерба.

7. Разработка, совместно с другими подразделениями предприятия, комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда, планов, программ улучшения условий труда, предотвращения производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предоставления организационно-методической помощи в выполнении запланированных мероприятий.

8. Составление отчетности по охране труда.

9. Информирование работников об основных требованиях нормативных правовых актов об охране труда.

10. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников предприятия, которые касаются вопросов соблюдения законодательства об охране труда.

11. Организация:

  • обеспечение подразделений нормативно-правовыми актами об охране труда;
  • информационных стендов, уголков по охране труда;
  • совещаний, семинаров, конкурсов и других мероприятий по вопросам охраны труда.

12. Участие в:

  • расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве;
  • составлении санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест работников, которые проходят обследование относительно наличия профзаболеваний;
  • проведении внутреннего аудита охраны труда и аттестации рабочих мест;
  • разработке положений, инструкций, раздела «Охрана труда» коллективного договора, актов по охране труда, действующих на предприятиях;
  • составлении перечней профессий и должностей, которые должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; организации обучения по вопросам охраны труда; работе комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда.

13. Обеспечение организационной поддержки работы комиссии (при наличии) по вопросам охраны труда предприятия.

14. Контроль за:

  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами относительно улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, коллективным договором и мероприятиями, направленными на устранение причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • проведением идентификации и декларированием безопасности объектов повышенной опасности;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране; своевременным проведением необходимых испытаний и технических осмотров оборудования;
  • состоянием предохранительных и защитных устройств, вентиляционных систем; своевременным проведением обучения по вопросам охраны труда, всех видов инструктажа по охране труда;
  • обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, моющими и обезвреживающими средствами;
  • санитарно-гигиеническими и санитарно-бытовыми условиями работников;
  • предоставлением работникам льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечением их лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой, предоставлением оплачиваемых перерывов санитарно-оздоровительного назначения и другими льготами;
  • соблюдением в надлежащем безопасном состоянии территории предприятия, внутренних дорог и пешеходных дорожек; организацией рабочих мест;
  • использованием целевых средств, выделенных для выполнения комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда; применением труда женщин, инвалидов и лиц младше 18 лет в соответствии с законодательством;
  • выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представлений страхового эксперта по охране труда;
  • проведением предварительных (во время принятия на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников занятых на тяжелых роботах, роботах с вредными или опасными условиями труда, или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодных обязательных медицинских осмотров лиц возрастом до 21 года.

В случае выявления нарушений требований охраны труда специалисты службы охраны труда имеют право:

  • выдавать обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и пояснения по вопросам охраны труда;
  • приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников;
  • требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняющих требования нормативных правовых актов по охране труда;
  • направлять работодателю представления о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охраны труда;

Работа службы охраны труда осуществляется в соответствии с планом работы и графиками обследований, утвержденными работодателем (п. 5.3. Типового положения № 354).

Работники службы охраны труда не могут привлекаться к выполнению функций, не предусмотренных Законом ДНР «Об охране труда» и Типового положения № 354.

Служба охраны труда предприятия подчиняется непосредственно работодателю поэтому предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель в письменной форме с указанием обоснованных причин (раздел 4 Типового положения № 354).

Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом (п. 1.9. Типового положения № 354).

 

 

 

Комментарий предоставлен ведущим специалистом-государственным инспектором труда отдела контроля за соблюдением прав и гарантий работающих в сфере охраны и условий труда, за производственным травматизмом ГОСТРУДа ДНР Рогожиной Викторией Сергеевной

13.04.2020
13.04.2020

 

ПРОСТОЙ – НЕ ПОВОД ОТПРАВЛЯТЬ РАБОТНИКА В ОТПУСК БЕЗ СОХРАНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

В связи с  распространением вируса COVID-19 на сегодняшний день принимаются радикальные меры для недопущения его эпидемии на территории Донецкой Народной Республики.

Пандемия коронавируса вынуждает часть работодателей временно приостанавливать работу и объявлять простой.

Статья 34 КЗоТ Украины, который действует на территории Донецкой Народной Республики в редакции на дату принятия Конституции Донецкой Народной Республики (14.05.2014г.) и в части не противоречащей ей, определяет простой как приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технически условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами.

В случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца.

На время простоя не по вине работника работодатель издает приказ, с которым работник ознакамливается под подпись.

Правила оплаты за время такой приостановки зависят от того, произошла она по вине работника или в силу каких – либо других обстоятельств, не связанных с его противоправным виновным поведением.

В соответствии с частью 1 статьи 113 КЗоТ если в простое работник не был виновен, то закон гарантирует оплату его труда за время простоя в размере не ниже 2/3 его тарифной ставки, разряда (оклада).

Коллективным договором или другим внутренним документом предприятия может быть предусмотрен и более высокий размер оплаты простоя при вышеуказанных обстоятельствах.

К сожалению, на сегодняшний день при предоставлении консультаций в телефонном режиме неоднократно работодателями ставится вопрос о подмене простоя отпуском без сохранения заработной платы.

Возможность направления работника в отпуск без сохранения зарплаты, на основании его заявления по причинам связанным с деятельностью работодателя (уменьшение объемов работ, закрытие предприятия, приостановление деятельности и др.), действующим трудовым законодательством не предусмотрена.

В соответствии со статьей 22 Закона Донецкой Народной Республики «Об отпусках» с изменениями (далее – Закон) по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем, но не более 14 календарных дней.

Работодатель также обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы указанным в ч. 2 ст. 22 Закона категориям работников (пенсионерам по возрасту, инвалидам, совместителям и др.).

Таким образом, отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику исключительно по его желанию на основании письменного заявления по причинам определенным действующим законодательством.

За нарушение порядка предоставления отпусков работодатель несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

 

 

Комментарий предоставлен начальником Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики Сергеем Михайловичем Чернобривцем

09.04.2020
09.04.2020

 ИНФОРМИРОВАНИЕ!

Амвросиевский районный  центр занятости информирует граждан о том, что в сложившейся в Республике эпидемиологической ситуации  центр занятости продолжает работу в прежнем режиме – с полным рабочим днем в течение рабочей недели.

На весь период введения в Республике режима повышенной готовности (в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV) работодателям допускается предоставление в центр занятости отчетности в сканированном виде за подписью руководителя на официальный электронный адрес  центра занятости (amvroscz553@ mail.ru) с последующим подтверждением на бумажном носителе (после стабилизации эпидемиологической обстановки).

Обращаем внимание граждан, что постановка на учет лиц в качестве ищущих работу возможна по предварительной записи по номеру телефона горячей линии центра занятости  071-494-22-84 (Феникс). Прием посетителей осуществляется при наличии у них средств индивидуальной защиты (медицинская маска, респиратор).

По желанию лиц, ищущих работу, состоящих на учете в центрах занятости, подбор работы возможно осуществлять дистанционно, в том числе посредством телефонной связи: (071)-494-22-84 (Феникс), (06259) 2-32-75  (городской).